?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я давно не писал в ЖЖ, перейдя на другую площадку, но последние события заставляют продублировать сообщение. Оригинал здесь - http://khvostik.wordpress.com/2014/03/02/stop-the-war/

Российский Совет Федерации поставил штамп на желание Путина ввести войска на Украину. В Крым прилетают военные самолеты, какие-то военные профессионалы с настоящим оружием вдруг стали "народными дружинами самообороны". Всё это крайне неприятно: угроза войны между Россией и Украиной может радовать только сумасшедших маньяков.

Как следствие размежевания, в социальных сетях началась война на уничтожение. Также известная как "френдоцид".

Первое, что мне бы хотелось подчеркнуть, что под влиянием эмоций все люди становятся иррациональными, т.е. не способными к спокойным рассуждениям и восприятию фактов и логики. Позвольте повторить то, о чем я не раз писал раньше.

Кейт Станович и Ричард Уэст, познакомившиеся в аспирантуре Мичиганского университета и продолжающие сотрудничество с 1978 до настоящего времени, хотя давно работают в разных университетах (Станович в Торонтском, а Уэст - в университете Джорджа Мэдисона в Вирджинии), обратили внимание на то, что проверяемие в экспериментах человеческое мышление не укладывается в рамки рациональной концепции. Они воспользовались предложенным философом Николасом Решером делением разума на две части. Но вместо "склонной к сомнительным предположениям" и "систематически программируемой" частей они использовали нейтральные термины - "система 1" и "система 2".
В принципе еще Уильямс Джеймс упоминал два типа мыслительных реакций - быструю и медленную. Но до появления, благодаря работам Амоса Тверского и Даниэля Канемана, научно-обоснованной концепции эвристики и когнитивных искажений, прозрения отдельных ученых не имели особого значения.

Пока нобелевский лауреат Даниэль Канеман не выпустил в 2011 году "Мышление быстрое и медленное" ("Thinking, Fast and Slow") - совершенно потрясаующую и переполненную актами книгу, попросту обязательную к прочтению (на русский, кажется, ее еще не перевели), - широкая публика, включая ВПС, ни о каких "системах 1 и 2" не знала.

Если систематизировать представления о двух системах, то получим следующее:
Система 1 - подсознательная, алогичная, внутренняя (в смысле не особо проявляемая), автоматическая, не требующая от человека особых усилий (для запуска), быстрая, функционирующая по ассоциации, в значительной мере невербальной, максимально подверженной влиянию эмоций.
Система 2 - логичная, контролируемая и требующая для запуска сознательных усилий, медленная, быстро устающая, ленивая, основанная на правилах и аристотелевской логике, свободной от эмоций и предубеждений.

Джонатан Хайдт из университета Вирджинии (когда придумал работал именно там, с тех пор его переманили :)) предложил совершенно потрясающее решение - назвал большую, автоматически-функционирующую "систему 1" - "слоном", а относительно маленькую, хоть и разумную "систему 2" - "наездником". Гениальность решения в том, что наше подсознание (обсуждаемая "система 1") лучше ладит с образами, метафорами, чем с абстрактными понятиями (это сфера ответственности "системы 2"). Да и запутаться в системах легко. А так куда как легко представить, почему крики и удары рук и ног "наездника" по черепушке "слона" не позволяют нам долго следовать принятым решениям - вовремя сдавать рефераты или задания на работе, сидеть на диете или заниматься спортом, - коли "слон" чего захочет, то он помчиться, не обращая внимания на писк и размахивание руками "наездника".

Как отмечает профессор Эванс из Плимутского университета, сделавший для развития данной концепции куда как много, "система 1" - это скорее всего целый комплекс под-систем, а не одна система. Он же отмечает, что никакой однозначности в том, какая из систем эволюционно новее, нет. Да, можно объяснять внезапно ускорившийся прогресс человечества около 50 тысяч лет назад развитием "системы 2", но не говоря уж о возражениях эволюционных психологов (эти вообще к данной теории настороженно относятся и являются одними из самых резких критиков, т.к. она в их концпеции не укладывается, а эксперименты они ставить не приучены), но как подтвердить, что 60 000 лет назад "системы 2" еще не было, а вот 45 000 лет назад она уже была?

Теория двух процессов в сознании имеет множество экспериментальных подтверждений, но продолжает развиваться, в ней еще много неясного, противоречивого... Тем не менее именно она лучше всего объясняет то, насколько мы, люди, иррациональны. И вроде бы опровергающих ее воспроизводимых экспериментов нет. Поэтому я предпочитаю следовать ей (о том, какие с этим связаны когнитивные искажения, напишу как-нибудь позже).

Принимаете Вы, дорогой читатель, данную теорию или нет, не имеет особого значения, т.к. существование когнитивных искажений, как их ни объясняй (с ее помощью или какой-либо иной гипотезы или теории), приходится признавать, как столь же непреложный факт, как химические или физические законы.

Итак, давайте вернемся к поводу, заставившему взяться "за перо". Политики обращаются исключительно к подсознанию масс, к "слону" в сознании каждого слушателя, зрителя, избирателя. Вдумчивый анализ политических платформ или партийных программ - худший способ предсказать, куда тот или иной политик заведет последователей, если получит власть. Потому что политики - люди, что означает - большую часть времени ими управляет именно "система 1". Не академические предпочтения неокейнсианской модели перед австрийской школой (или наоборот) определяют их поступки и решения, а эмоции, страхи и комплексы.

Пожар эмоций раздут в русской блогосфере крайне сильно. Сторонниками свободы и защитниками прав человека и закона мнят себя обе стороны. Обе стороны кричат обидное в адрес второй стороны, клеймят прессу за предвзятость (привет давно описанному искажению восприятия - Hostile Media Phenomenon). Вы можете считать занимающих про-украинскую позицию "фашистами", занимающих про-российскую - "нацистами" и "рабами", или вообще всех озабоченных происходящим - съхавшими крышей, которым нечего делать. Но в любом случае Вы демонстрируете то или иное когнитивное искажение.

Не спокойный анализ "наездника", но дикие реакции "слона" приводят к тому, что мы вычеркиваем из списка виртуальных друзей или ленты новостей тех, с чьим мнением мы не согласны. Нам может казаться, что они предвзяты, слепы, подлы, не знают истории и т.д. Смею Вас уверить - вторая сторона считает про нашу примерно тоже самое. И отнюдь не по внутренней подлости или "фашистскости", а по глупости - они не думают, но следуют эмоциям, их "слон" ни к чему разумному привести их не может. Как и наши "слоны" ни к чему разумному нас не приведут.

Я восхищаюсь гражданским подвигом тех, кто в Москве и других российских городах вышел протестовать против подготовке к войне. Я снимаю перед ними шляпу. Я не о том, что каждый должен иметь гражданскую позицию, что нужно стоять за убеждения, за свободы и права человека. Я о том, что переубедить соседа личной мой выбор в пользу Х вместо У не может. Но нет ни малейшего смысла - с точки зрения холодного рационализма "системы 2", - ссориться с соседом или виртуальным другом. От того, что он поддерживает украинскую оппозицию или про-российские силы сегодня, он не стал подлее, чем был вчера.
Если все вокруг имеют другую позицию, чем разделяете Вы, следует сменить круг общения или страну проживания. Или не мучить себя напрасно из-за того, сколько с Васей было выпито водки и съедено соли, а Вася оказывается скрытый "бандеровец" или сторонник путинской диктатуры.

Вчера, когда узнал о происходящем (в пятницу после работы мы пошли на концерт Леонидаса Кавакоса!), тоже сделал некоторые "оргвыводы" в ФейсБуке. Пока вдруг с удивлением не поймал себя на мысли полной абсурдности происходящего: если я закрываю глаза, чтобы не видеть неприятного, то ничего не меняется в мире, неприятное мне (пугающее, гадкое и т.д.) никуда не девается, те, с чьим мнением я не согласен, не изменят свою позицию. А с учетом по большей части виртуальности круга друзей в блогосфере, я даже при встрече "фи" высказать не смогу.
Да, исключить Васю из числа моих "друзей" в ФБ или другой социальной сети легче, чем перестать здороваться на работе или на играх "Что?Где?Когда?", или в любой другой тусовке.

"Слон" в нашем сознании не хочет слышать возражений, т.к. возражать толком не умеет, это прерогатива "наездника", вот слон и предпочитает не встречаться лишний раз с конкурентом, чтобы не нужно было драться, закидывать друг друга грязью. "слон" это умеет, но дополнительный риск ему не нужен.
Отсюда все "френдоциды" последних двух месяцев и особенно дней.

Я не собираюсь просить становиться разумнее. Это невозможно. Мы, люди, на такое не способны. Я просто предлагаю одно из объяснений, которое может помочь каждому чуть лучше разобраться в себе.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
lamkeron
Mar. 2nd, 2014 03:50 pm (UTC)
До сих пор не понял что такое ворд пресс, но не раз сталкиваюсь со ссылками и пониманием изучить
4ernovik
Mar. 2nd, 2014 03:54 pm (UTC)
Вычеркнул уже одного френда.
Призывал его к молитвам и медитации, но не помогло.
Его рвет на части из за эмоций, а я не могу позволить
себе такую роскошь.
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 08:54 pm (UTC)
а разве мы можем жить совсем без эмоций? но и смотреть на чужие истерики особо не хочется :(
paslen
Mar. 2nd, 2014 03:57 pm (UTC)
а в ФБ Вы есть?
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 08:55 pm (UTC)
да, Дмитрий, но я там толком не пишу, только лайки ставлю.
doctorbolik
Mar. 2nd, 2014 03:57 pm (UTC)
Спасибо, и - хотя Вы перебрались на другую площадку, на которой я бываю, к сожалению, очень редко - стараюсь за Вашими публикациями следить.
Так сложилось, что за новостями я хожу сначала на френдленту в ЖЖ, а потом уже на грани, каспаров и ньютаймс, хотя там из-за редакционной политики читать стало нечего.
То, что события последних дней людей размежуют - мне было ясно давно. Это как на Олимпиаде - когда, казалось бы, задравомыслящие люди вдруг призывали не болеть "против Путина".
Так и здесь - люди, которых я уважал, внезапно стали записными, иррациональными украинофобами.
Как мне лично кажется, лишь по той причине, что там, в Украине, произошло то, на что в России уже никто не способен - по причинам, слишком относящимся к сфере этого самого иррационального: мораль, нравственность, этика.
Да, я считаю современного россиянина en masse аморальной, растленной личностью, способной оправдать любую мерзость, если она лично его не касается и тем более, если она, мерзость эта, принесет ему какую-то выгоду.
Да, такой "новый человек" лубянскими мичуриными был выведен и апробирован.
Потому - френдоцид оправдываю. Хотя не практикую пока. Сами уйдут.
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 08:56 pm (UTC)
ой, боюсь, что выводить никого не нужно было - только сыграть на нужных струнах. в угаре патриотизма народ в любой стране становится не совсем адекватным :(
napoleonchik
Mar. 2nd, 2014 03:58 pm (UTC)
Я конечно тот ещё носорог, но выкинул некоторых абсолютно осознанно и не сразу.
ЖЖ для меня - зона комфорта, где я отдыхаю, куда захожу получить удовольствие от общения с приятными людьми. Необходимость терпеть малоприятные личности, что-то им доказывать - этого мне хватает и на работе. Там, по крайней мере, мне платят за потрёпанные нервы и потерянное время.
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 09:01 pm (UTC)
как и всем нам. вообще в соцсетях мы все, как мне кажется, склонны окружать себя единомышленниками par excellence.

думается, что доказывать вообще контр-продуктивно: оппоненты еще больше укрепляются в своих убеждениях. недавно об этом писал - http://khvostik.wordpress.com/2014/02/27/politics-as-confirmation-bias/
(no subject) - napoleonchik - Mar. 2nd, 2014 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Mar. 2nd, 2014 09:12 pm (UTC) - Expand
lamkeron
Mar. 2nd, 2014 04:03 pm (UTC)
До сих пор не понял что такое ворд пресс, но не раз сталкиваюсь со ссылками и пониманием изучить
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 08:57 pm (UTC)
ничего особенного - просто площадка для блогов. драйва там меньше, чем в ЖЖ.
uri_p
Mar. 2nd, 2014 05:29 pm (UTC)
Здравствуйте, я только что вернулся с грандиозного проукраинского и антипутинского митинга в Одессе, скоро выложу впечатления и фотографии.
tyoma_cat
Mar. 2nd, 2014 08:57 pm (UTC)
будет интересно прочитать, Юрий :)
kir_2008
Mar. 3rd, 2014 05:54 am (UTC)
Приятно узнать под конец жизни, что, оказывается, всю эту самую жизнь (а кончил я биофак в 1976-ом) я совершенно неожиданно для себя был на переднем крае науки :)))))))
tyoma_cat
Mar. 3rd, 2014 04:36 pm (UTC)
Кирилл,
рад, что знаком с Вами (хоть только виртуально)! всегда приятно узнавать хорошее о тех, к кому с уважением относишься :)
(no subject) - kir_2008 - Mar. 3rd, 2014 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Mar. 3rd, 2014 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kir_2008 - Mar. 4th, 2014 06:36 am (UTC) - Expand
onreal
Mar. 3rd, 2014 08:09 am (UTC)
"Френдоцит" был, есть и будет. Я бы его тоже отнес к зоне комфорта. Выйти из зоны комфорта - это выйти по своей воле на митинг, не важно, за ввод войск в Украину или против этого. А виртуальные споры - это очень даже комфортно. Отфрендил кого-то, и вроде как проявил свою виртуальную гражданскую позицию. Можно ложиться спать с чувством выполненного гражданского долга )))
tyoma_cat
Mar. 3rd, 2014 04:38 pm (UTC)
потому я и считаю, что ФБ и прочие социальные сети больше работают на диктаторов, чем против: они позволяют легко и безболезненно выпустить пар. "лайк" - и не нужно куда-то идти, жертвовать деньги и т.д. одним словом удобный и "экономичный" суррогат :(
starcheko
Mar. 3rd, 2014 03:56 pm (UTC)
Иван, а чего ты сидишь в той дыре? Фейсбук для стада, ворд-пресс вообще кладбище.
Нет чтобы тут иногда, про что-нибудь приятное.
О себе, например.
tyoma_cat
Mar. 3rd, 2014 04:34 pm (UTC)
Костя,
да, в ЖЖ больше драйва, но за исключением, когда нужно обратиться urbi et orbi, как в данном случае, я предпочитаю драйв в реале, а не в виртуальной жизни :)
(no subject) - starcheko - Mar. 3rd, 2014 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Mar. 3rd, 2014 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - starcheko - Mar. 3rd, 2014 05:14 pm (UTC) - Expand
chugaylo
Mar. 3rd, 2014 07:03 pm (UTC)
Еще раз привет, Иван!

О такой терминологии не слышал, но нечто подобное читал у Млодинова в книге "Неосознанное". И полностью согласен с приведенной тобой метафорой. Сам постоянно несусь слоном, правда, в отношении политики стараюсь радикально не высказываться=)
tyoma_cat
Mar. 3rd, 2014 07:53 pm (UTC)
Андрей,
спасибо за упоминание книги Млодинова: у меня не получается следить за тем, что выходит в России, я только за материалами на английском пытаюсь хоть в малейшей степени следить (ни черта не получается, но я продолжаю дрыгать лапками). надо будет посмотреть - или на английском, или на русском, смотря на каком языке найду :)

метафора, как мне думается, сделала для продвижения теории не меньше, чем изначальные наработки Становича и Уэста. но Хайдт хорош не только метафорой, правда, как я понимаю, на русский ничего из его работ пока не перевели...

PS пока отвечал тут, успел наплеваться из-за жуткой работы ЖЖ - не то, чтобы сайты блокируются в офисе, но так медленно всё открывается, что хоть матерись :(
(no subject) - chugaylo - Mar. 4th, 2014 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Mar. 5th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chugaylo - Mar. 5th, 2014 06:39 pm (UTC) - Expand
kamajuki
Mar. 23rd, 2014 11:50 pm (UTC)
жаль, Иван, что Вы ушли из ЖЖ. Очень не хватает Ваших постов в ленте друзей
tyoma_cat
Mar. 25th, 2014 02:17 am (UTC)
спасибо, Андрей, что не забыли :) приятно и лестно! :)
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

Книжный кот
tyoma_cat
Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow