Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин (tyoma_cat) wrote,
Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин
tyoma_cat

Categories:
  • Mood:

"Золушка"

Национальный балет Канады представил свою версию балета Прокофьева.
Я ходил в пятницу, поскольку составы меняются, в другой день впечатления могут быть совершенно иными. В деталях.

Первое, что принципиально важно: версия Джеймса Куделки 2004 г, возобновленная в текущем сезоне, лишь по канве - и музыке Сергея Сергеевича! - похожа на то, что ставили в Москве и Питере.

В своей версии либретто Куделка выбросил (за ненадобностью?) фигуру отца Золушки, сделав ее сиротой, а мачеху и ее дочерей - обитательницами пригородов, истово жаждущих подняться по социальной лестнице. И если образ Золушки лишился одной важной составляющей - доброты (в исходном варианте балета Золушка подает бедной старушке, впоследствии оказавшейся феей), то образы мачехи и сестер претерпели более значимую трансформацию.


Канадский постановщик решил, что мачеха должна быть постоянно пьяной. Никакой внутренней логики в таком решении не было, наверное, он решил, что это "прикольно".
В советской версии сестер звали Злюка и Кривляка, что раскрывало их характеры. Куделка превратил обеих в комические персонажи, отличающиеся редкой глупостью. Тем самым постановщик лишил произведение психологической достоверности - злые, третирующие других люди не могут быть глупыми, они не умны, но хитры, что исключает тот вариант дебильности, который понравился публике в Торонто.

Кстати, значительную часть публики составляли дети - лет от 6 и старше (малышня была в основном азиатской и плохо себя вела). Старшеклассники, как я решил, были учениками каких-то балетных школ.

Второе, что Куделка убрал из балета - большую часть хореографии. Сценография осталась, а вот женские партии отличались крайней примитивностью.


Я бы сказал, что данная поза - аттитюд, но почему поднятая нога прямая, как в арабеске? Или это новый элемент - аратюд?

Женские партии состояли из батманов, девелопе, кабриолей, ан деданов, большого падеша и фуэтте. Упс! :( Даже без балетного образования я бы составил более разнообразные танцы с большим количеством разных движений.


Мужские партии были интереснее и сложнее из-за добавления таких элементов, как жете и револьтад.

А уровень сложности должен быть примерно таким:

Сильви Жюллем в нуриевской постановке в Парижской опере

Наверное, Вы решили, что всё опять плохо? Ан-нет! Канадская постановка представляет собой потрясающее зрелище благодаря в меньшей степени очень неплохой сценографии Куделки (как танцоры расставлены и перемещаются по сцене) и главным образом благодаря фантастической работе канадского художника постановщика (и художника по костюмам)
Дэвида Бёхлера, пока малоизвестного, но создавшего совершенно сказочные декорации!

Все мы помним, что для Золушки в карету превратили тыкву. И вот так выглядела эта карета:


Но куда зрелищнее, что эта карета спускалась сверху - ее как бы вытягивали на длинных красных лентах:


А потом карета так же "улетела"

На последней картинке видно, какие на сцене были декорации. На самом деле сайт балета больше ничего не предлагает, но декорации были выше всяких похвал.

Декорации кухни приезжали и уезжали, по мере нужды, декорации сада и дворца спускались и поднимались прямо на глазах у зрителей. Я не видел раньше балета с такими потрясающими декорациями!

Вместо мышей художник решил сделать помошниками Золушки - тыковок:


Вообще костюмы были очень интересными и разнообразными - что-то в духе 1920-ых годов, что-то невразумительно XIX век, что-то совсем без привязки ко времени, но все равно очень красиво :)

Оркестр играл средненько, контрабассы и медные духовые привычно фальшивили, дирижер выжать из музыкантов игру лучше их обычной не смог :(

И напоследок несколько соображений. Почему принц искал кандидатуру по размеру туфли? Ему было совсем не важно, какое у нее лицо, какой характер? Ответ крайне неприятен: он был фетишистом, который не смотрел на лицо девушки, с которой протанцевал весь вечер. Его не интересовали вообще никакие характеристики и качества женщины, помимо связанных с его психологической фиксацей на ногах.


Что же Золушка? В классической сказке она изображается как добрая и трудолюбивая. Что вызывает естественное недоумение - зачем трудолюбивой девушке принц, коли брак с ним уменьшит ее возможности быть трудолюбивой и напрочь лишит шансов хоть что-то сделать самой?
Может быть, логика в том, что положительные качества должны вознаграждаться? Так почему наградой считается то, что уничтожит оные качества?

"Золушка" - сказка о сбывшейся любви к халяве. Правда, халява идет вкупе с фетишистом, жизнь с которым может быть приятной только для той, кто разделяет тот же самый фетишизм...

Тем не менее, представление в Торонто очень яркое, красивое, веселое и не слишком напрягающее, если не следить за тем, какие па выделывают на сцене :)
Tags: Торонто, балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments