Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин (tyoma_cat) wrote,
Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин
tyoma_cat

Categories:
  • Mood:

Театр балета им.Леонида Якобсона

В пятницу ходили на вечер одноактных балетов, представленных театром имени Леонида Якобсона. Я очень давно не видел спектаклей этой труппы (очень давно в Питере я пару раз ходил на представления "Хореографических миниатюр", как они тогда назывались). Как все понимают, темпора мутантур, следовательно, мы не можем избегнуть, мутантур ин илис :)

Гастроли по Северной Америке идут без оркестра, что одновременно упрощает и усложняят работу танцовщикам - нужно научиться работать с той же скоростью, что и запись, и никаких сюрпризов, но и сбиваться нельзя, т.к. при отсутствии дирижера задержать, замедлить или ускорить музыку невозможно.

По старой отвратительной традиции организуемые русскими продюссерами мероприятия начинаются с опозданием, косвенно поощряя зрителей/слушателей опаздывать. В пятницу опоздание было не критическим - минут 15.

Вторая недоработка организаторов - ужасно куцая "программка", из которой не было ясно, кто хореограф каждого конкретного балета, на какую музыку вещь написана.

"Бессюжетный балет" традиционно начинают отсчитывать от "Шопенианы" Фокина, хотя первой была Айседора Дункан с балетом на музыку того же Шопена. После революции в СССР появилось несколько "абстрактных" балетов, но разгром в статье 1936 года работы балетмейстера Лопухова вместе с Шостаковичем поставил на этой традиции жирное многоточие - до появления работ Леонида Якобсона (Федор Лопухов не был репрессирован, но каким-то странным образом стерт из памяти людей, хотя его работы в свое время были более чем вехой! Кстати, Грешкович в своей книге о нем пишет, но статьи в Википедиях русской и английской нет).
Если Вы не читали воспоминания вдовы балетмейстера (маленькая, но хорошая книжка, хотя и слишком откровенно апологетическая), почитайте неплохие статьи в "Русском базаре" и "Петербургском театральном журнале".

Вечер открыл "Па де катре", начепятанный в программке с ошЕбкой. Совершенно потрясающая хореография Якобсона на голову превосходит популярную версию Цезаря Пуни (восстановленную Антоном Долиным)



Да и музыку Якобсон выбрал более интересную - Беллини.

Костюмы были хороши, работа художника по свету - весьма профессиональной. На этом хорошие оценки заканчиваются...
Когда 4 балерины не попадают в музыку, когда вместо прыжка из пятой позиции мы видим нечто невразумительно напоминающее смесь пятой и третьей, о приземлениях вообще молчу, во время прыжков танцовщицы не до конца распрямляли работающую ногу (например, в баллоне), вообще прыжки были так себе...

К слову сказать, балерин можно условно разделить на лирических и классических: первые лучше смотрятся в воздухе, вторые на земле. Критикам стоило бы добавить еще одну группу, самую большую, чьи имена и фамилии запоминать, тем не менее, не стоит - балерины, которые плохи и в прыжках, и во вращениях.

Одним словом, восхищаться можно было только замыслом, но не исполнением.

Хореографические миниатюры на тему скульптур Родена к классическому танцу касательство имели косвенное, но тем не менее были зрелищны.


Миниатюра "Весна" как бы объясняла предысторию изображенной выше "Вечной весны"


К прочей радости в программке был неверный порядок: "Поцелуй" станцевали раньше "Вечного идола", изображенного ниже :)



"Отчаяние" я нашел, а вот фото последней скульптуры - "Экстаз" увы нет :(


Первая и последняя позы миниатюр совпадали со скульптурой Родена.

Сценическое же решение было не особо интересным - балетмейстер пытался изобрести велосипед  - осовременить классический балет с помощью новых элементов. В похожей ситуации был Фредерик Аштон, когда ставил в Лондоне "Золушку" Прокофьева, имея в распоряжении только ноты, но "запись" балета, и беседу с критиком, видившим в Москве постановку Ростислава Захарова ("железный занавес" и на балет влиял очень сильно). Хотя Якобсон должен был быть знаком с работами Лопухова и ранними, студенческими опытами своего ровесника Баланчивадзе (до 1924 года).

"Свадебный кортеж, или Еврейская свадьба" на музыку Шостаковича - попытка перенести эстетику живописи Шагала в хореографию. Я бы не сказал, что получилось красиво и хорошо, но как минимум интересно.

После перерыва "Итальянское каприччо" Чайковского с хореографией нынешнего художественного руководителя театра Юрия Петухова. Вещица очень порадовала тем, что как оказалось в нашем Национальном балете с синхронностью кордебалета еще не совсем плохо :) Замысел хореографа и художника по костюмам был замечательный, подкачали балерины, балероны были чуть лучше, а Владимир Дорохин и вовсе великолепен (на фоне остальных, как бы он смотрелся в сильном коллективе, не ясно, но атлетическая подготовка у него на высоте!).

Очень понравился "Портрет в красном" на музыку из "Времен года" Вивальди (а я наивно удивлялся, почему его не использовали другие хореографы - использовали :)) - соло Анны Бородулиной. Как я предполагаю сочинялась миниатюрка для Майи Плисецкой - уж очень откровенен намек со стулом :)

А вот решение в "Болеро" было слишком простым, примитивным, но гениальная шутка Равеля и Владимир Дорохин сгладили впечатление :)

Я не думаю, что жителям Бостона и НЙ стоит ходить на данное представление, но безнадежным балетоманам, способным оценить изначальную идею хореографа, или особо ностальгирующим выходцам из Питера не повредит :)
Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments