Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин (tyoma_cat) wrote,
Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин
tyoma_cat

Category:

Штраусс, Бетховен и Лаплант

С некоторым опозданием делюсь впечатлениями от концерта, прослушанного в четверг (не было настроения писать, позже поймете, почему :)).

Увертюра из незаконченной оперы Гектора Берлиоза "Тайные судьи" (Les Francs-Juges) сразу задала тон всему концерту - совместным усилиям торонтского симфонического и дирижера Эндрю Дэвиса по профанации музыки.

"Так говорил Заратустра" Рихарда Штраусса... Пожалуй, философия не самый лучший выбор темы для творчества композитора, т.к. музыка - это страсть, эмоции, переживания, а философия - это связи, причины, взаимодействия, логика, анализ, т.е. то, что находится если не в другой Вселенной, то как минимум в иной, параллельной плоскости. Однако если попытаться превратить в музыку философию, то ницшевский "Заратустра" - лучший выбор из всех возможных за свою эмоциональную насыщенность и поэтичность.


Рад за тех, кто смог узнать "Космическую одиссею 2001 г", т.к. сам не смотрел :)

Второй отрывок в исполнении того же оркестра интереснее как попытка передать мысль силами музыки. Я не чувствую ничего, кроме того, что музыка прекрасна. Мне кажется, что музыка может обрести глубину мысли через насыщенные эмоциональные переживания, когда философское прозрение приходит как озарение, а не достигается путем логических построений.

65-летний дирижер, получивший множество регалий за свою жизнь, вплоть до рыцарского звания, как мне кажется глохнет, потому вместо прекрасной, негромкой, проникающей в душу музыки, Дэвис вынуждал оркестр греметь и бУхать :(



После перерыва с надеждой на лучшее я вернулся слушать Пятый концерт для фортепьяно с оркестром Бетховена:


Получивший вторую премию на Конкурсе им. Чайковского в 1978 г в возрасте почти 30 лет Андрэ Лаплант явно не ровня Михаилу Плетневу, получившему тогда первый приз (в 21 год). Техника у Лапланта все еще неплоха, но у него есть ужасный недостаток - он поет, напевает, бухтит и шумно дышит во время исполнения. Я же предпочитаю сидеть в партере близко к сцене. Что в прошлый четверг было не самым умным: когда квебекский пианист переставал петь и молча высовывал язык с видом умственно неполноценного, дирижер испытывал на прочность мои барабанные перепонки.
Да, оркестр играл заметно хуже обычного, что впрочем на фоне всех прочих проблем не так доставало :)



Сыграть красиво, ярко, торжественно, как Берлинский Филармонический у торонтских музыкантов и близко не получилось... Таких негативных эмоций после концерта у меня давненько не бывало! С другой стороны, нельзя испытывать сильные положительные эмоции без сильных отрицательных :)

Прослушав музыку еще раз пока писал эту заметку, порадовался за то, что плохой концерт дал повод послушать хорошую музыку :)
Tags: Торонто, классическая музыка
Subscribe

  • Сократ и свинья

    Английский философ 19 века Джон Стюарт Милль в своей книге " Утилитаризм" ( английский текст тут) отвечает на критику концепции своего…

  • Неясность

    Прочитал толстый триллер Роберта Ладлема " Протокол "Сигма"". Но речь пойдет не об этой книге - весьма посредственной, к слову…

  • Расизм как война культур

    — 8.07.11 15:21 — Вражда без вопросов При всем разнообразии предвыборных лозунгов от разговора о раздирающей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Сократ и свинья

    Английский философ 19 века Джон Стюарт Милль в своей книге " Утилитаризм" ( английский текст тут) отвечает на критику концепции своего…

  • Неясность

    Прочитал толстый триллер Роберта Ладлема " Протокол "Сигма"". Но речь пойдет не об этой книге - весьма посредственной, к слову…

  • Расизм как война культур

    — 8.07.11 15:21 — Вражда без вопросов При всем разнообразии предвыборных лозунгов от разговора о раздирающей…