Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин (tyoma_cat) wrote,
Кот Тёма, кот Хвостик и хозяин
tyoma_cat

  • Mood:

Фестиваль камерной музыки

Летом музыкальная жизнь в Торонто впадает в летаргию. Это в классической перспективе, тогда как джаз, рок, поп и прочие несерьезные направления цветут и пахнут :)

И на фоне полного безрыбья фестиваль камерной музыки Toronto Summer Music собирает всех изголодавших поклонников классики в залы факультета музыки университета Торонто. Замечу, что фестиваль совмещен с мастер-классами, которые дают приглашенные музыканты для студентов и школьников.

Впрочем я слишком строг: фестиваль привлек бы внимание и в более насыщенное концертами время, т.к. он собирает хороших музыкантов не только из Северной Америки, но и из Европы, и Японии.

В этом году темой фестиваля сделали Гайдна и Мендельсона - все-таки 200 лет со дня смерти первого и рождения второго.

Поскольку впечатления после концерта Лейпцигского струнного квартета в прошлый четверг я "по горячим следам" не записал, то ограничусь лишь вчерашним концертом (фестиваль продлится еще неделю, но больше ни на один концерт я не иду - билеты на все оставшиеся концерты распроданы, в зале полный аншлаг не в последнюю очередь благодаря разумным ценам, привлекающим студентов и пенсионеров).

Вчера вечером два коллектива - струнные квартеты "Сесилия" и "Токай" - объединили усилия для исполнения октета Мендельсона, плюс каждый исполнил по квартету.

Насколько я могу судить, в камерных коллективах выдающихся исполнителей не бывает (гении предпочитают солировать), в трио и квартетах играют или те, кто еще не нашел своего места под солнцем, или подрабатывают музыканты из оркестров (возможно, такая форма кажется им более творческой, чем "работа из-под палочки" :)).

Среди написанных почти 70 квартетов Гайдна опус 77 отнюдь не затерялся: приятная мелодия, в которой инструменты четко "проговаривают" свои партии. Послушайте первую часть в исполнении Иерусалимского струнного квартета:



Канадский квартет "Токай" немного уступает музыкантам из Иерусалима, но первая скрипка "Токая" - Аманда Гудберн - лидирует настолько явно, что не во всегда чистая игра ее партнеров почти незаметна.

Получивший множество наград на второстепенных северо-американских фестивалях квартет "Сесилия" состоит только из девушек. Но награды им давали явно не за внешность, т.к. у всех в большей или меньшей степени выраженное "плоскопопие", бюстами они тоже похвастаться не могут :(
Зато играют не в пример чище "Токая", хотя и без явного лидера. Впрочем исполненный ими Ре-минорный квартет Моцарта, на мой вкус, был не самым удачным выбором. Такое впечатление, что Моцарт написал его на коленке по дороге - откровенная никчемная халтура гения. Примерно так я пишу спецификации: чтобы при минимуме затрат с моей стороны, начальство не цеплялось к написанной документации :)
Причем в течение 3 частей я слышал только халтуру, а то, что она написана гением в какой-то части можно услышать лишь в 4 части, минорной, грустной, но пронзительной, печально-светлой, задумчивой, но выбирающей жизнь, а не прозябание полусмерти или того хуже - умирание:



Объединенный выход для исполнения октета Мендельсона был явно более удачным, чем первое отделение: в 16 лет Мендельсон с безудержной наглостью отрочества создал шедевр - яркий, красивый, воздушный, чувственный, оригинальный, зрелый, умный:



Я всё никак не мог избавиться от ощущения, что сочинение принадлежит более взрослому, более опытному, понимающему жизнь человеку, а не подростку. Видимо, несоответствие эмоциональной и интеллкетуальной зрелости - возрасту и отличает вундеркинда от молодого гения: последний не просто талантлив, но выдерживает сравнение с взрослыми.

Именно в такие моменты острее всего сознаешь собственную заурядность, бессмысленность собственного существования. Я знаю, что такие мысли посещают многих, но в них тяжело признаваться. И все же признаться, что завидуешь таланту не грех :)

Не могу удержаться, чтобы не поместить запись еще одного отрывка - четвертой части (в оригинале должно быть две виолончели, а не виолончель и контрабасс):

Канадские музыканты играли не хуже загребских, хотя несколько мелких ошибок и допустили. А овация в Торонто была даже громче - все-таки публика была куда более доброжелательной и менее взыскательной :)
Tags: Торонто, классическая музыка
Subscribe

  • Торонто - с Россией!

    В следующую субботу - 24 декабря, с 13 до 14-30 на площади перед мэрией - Nathan Phillips square - пройдет демонстрация в поддержку перевыборов в…

  • Стивен Иссерлис в Торонто

    В прошлую пятницу ходил на концерт одного из самых известных виолончелистов современности. Британский музыкант первый раз выступал в Королевской…

  • "Ромео и Джульетта", или Как продудеть мировую премьеру

    Можно подумать, что Торонто входит в число балетных столиц: в июне была совместная с англичанами постановка "Алисы в стране чудес",…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Торонто - с Россией!

    В следующую субботу - 24 декабря, с 13 до 14-30 на площади перед мэрией - Nathan Phillips square - пройдет демонстрация в поддержку перевыборов в…

  • Стивен Иссерлис в Торонто

    В прошлую пятницу ходил на концерт одного из самых известных виолончелистов современности. Британский музыкант первый раз выступал в Королевской…

  • "Ромео и Джульетта", или Как продудеть мировую премьеру

    Можно подумать, что Торонто входит в число балетных столиц: в июне была совместная с англичанами постановка "Алисы в стране чудес",…